Хиромантия

Благодарность, как концепция жизни

 

Заметьте, Благодарность как концепция жизни, потому что Благодарность – это вера в то, что «на все воля Твоя». Благодарность – это любовь и понимание, что все, происходящее с тобой – это урок. Это – контрольная работа, которую ты иногда пишешь на пять, а иногда – на два, но в этом случае ты должен сделать работу над ошибками, и тогда, когда тебе снова предложат работу на эту тему, ты ее сделаешь на Отлично!

Но если Благодарность не является жителем твоей души, тогда в ней поселяется: 

Гордыня (с вечным вопросом: «За что мне это?»);

Зависть (кому‑то же лучше!);

Гнев (все гады, ненавижу!);

Лень (это они все виноваты, а я‑то причем?);

Ложь (меня преследуют неприятности);

Неблагодарность (все ужасно);

Уныние (выхода нет и выбора тоже нет!)

Ну что ж, друзья мои, боюсь, что сейчас вы мне скажете: «Ну вот, обещала прекрасное путешествие к Храму, обещала рост до Неба, а сама привела к унынию!» Нет, дорогие мои. Я ни в коем случае не изменила наше направление. Когда идешь по дороге, надо видеть лужи и рытвины и вовремя их обходить, не замочив ноги и не испачкав платья. Вот почему я подробно говорю с вами о препятствиях на нашем прекрасном Пути. А теперь пришло время поговорить о том, как убрать в себе всю ту тяжелую и грязную ношу, которую копили по жизни, и как впредь не собирать и не носить ее за собой.

Первый и основной рецепт вы, конечно же, знаете – надо простить все обиды. «Опять», – слышу я в ответ. – «И эта заводит ту же песню! Прости, прости… Во всех книжках одно и то же! Да пробовала я, не получается, не могу!»

Я вас прошу, не расстраивайтесь и не отбрасывайте эту книжку. Я хотела бы все обосновать, аргументировать, а главное дать рецепт . Действительно, в книжках очень многих достойных авторов: и Луизы Хей, и Лууле Виилмы, и С. Н. Лазарева, и В. Жикаренцева совершенно справедливо написано одно и то же: ПРОСТИ. Но я хотела бы дополнить этот совет своим рецептом, своей наработкой, поделиться, если хотите, своим секретом, о котором речь впереди.

Итак, сначала давайте уясним себе, почему надо простить. Давайте опять вспомним строчку из молитвы:

Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.

Вопрос: Кто первым должен простить? Мы прощаем кому‑то, или ТОТ, от кого мы ждем, естественно, милосердия, прощает нас?

Ответ: мы говорим ему: «прости… как я прощаю», иными словами «делай… как я делаю», следовательно, естественно, мы должны простить тем людям, которые как‑то перед нами виноваты и только тогда мы действительно можем рассчитывать на такое же отношение к себе. Но здесь есть одна маленькая деталь: ведь в любой обиде, стычке, разборке участвуют как минимум двое. Итак, предположим, что я поссорилась с другом, обиделась на него, следовательно, по формуле строчки из молитвы я должна его простить. Предположим, что я это сделала, но конфликт, повторяю, не исчерпан до тех пор, пока я не простила всех участников этой сцены под названием «Обида»:

Есть тот, кто обидел;

Есть я, которая эту обиду взяла;

Есть обида, которая тоже ведь откуда‑то взялась и как‑то выглядит

Вот давайте начнем‑таки с нее.

Когда вы стоите рядом с шикарным трехэтажным особняком, а около него притулилась хибара Пана Тыквы (из «Приключений Чипполино», помните?), вы видите: вот шикарный особняк, а вот – хибара. Но как только вы подниметесь на вертолете, а тем более на самолете, то и шикарный особняк, и хибара выглядят точками. Может быть, имеет смысл не жевать обиду, а отодвинуться от нее, подняться над ней и увидеть «точку», не заслуживающую внимания. С высоты станет ясно, что основная героиня этой сцены – обида, – фантом , а тогда и говорить не о чем. Но предположим, что мы все‑таки продолжаем разбираться с остальными персонажами: я и он . Итак, я обиделась. Прислушайтесь еще раз: обиделась . Вот эта возвратная частица « сь » о многом говорит! Я оделась, то есть одела сама себя, я причесалась – причесала сама себя. То есть, получается, что и обидела я тоже себя сама. Ну и на самом деле так: если я беру грязь, значит, я пачкаю сама себя этой грязью. Вопрос – зачем? Не задавали его себе никогда? А вопрос‑то, правда, интересный: зачем ты себя пачкаешь? Думаю, что, как у Гоголя: «не дает ответа».

Ну и, наконец, берем последнего участника – он . Вот ведь супостат какой, обидел! А может быть, он – Учитель твой? Может быть, просто такой «мануальный терапевт», который надавил на твою Гордыню, ударил по Зависти и тебе надо не сердиться на него (идти на поводу у твоего Гнева), а поблагодарить его за урок .

Как мне кажется, мы разобрались и все разложили по полочкам, и кому‑то, быть может, уже стало немного легче, но эффект будет не полным, если не «выбросить мусор» и не «вымыть пространство». Что значит «выбросить мусор»? Это значит – выговориться. Это значит, что надо представить себе того человека, к которому у вас есть претензия, обида, или любое другое напряжение, и вот этому образу (или фотографии) все сказать, что вам бы хотелось. Повторяю, делать это надо мысленно, обязательно мысленно и ни в коем случае – лично. Личные разборки приведут только к еще большим разногласиям, так как когда мы возбуждены и общаемся на повышенных тонах, мы не слышим оппонента (мы вообще не очень‑то умеем слушать и слышать, а в состоянии гнева тем паче), а слышим только то, что собираемся ему ответить (а он, естественно, грешит этим же!). Поэтому личные выяснения отношений выглядят как разговор глухого с глухим:

– Вы идете гулять?

– Нет, я иду гулять.

– А я думал, что вы идете гулять.

Поэтому, повторяю, вы представляете себе человека, с которым произошел конфликт, проговаривая мысленно все свои претензии в любом возможном варианте. Итак, свое «мусорное ведро» вы освободили. А теперь его надо «вымыть».

Небольшое «физическое» отступление.

Любой способ передачи энергии – это колебания, то есть вибрация. Вибрирует воздух, мы даже иногда видим, как он дрожит. Мы слышим пенье птиц, лай собаки, шелест листвы и рев мотора – это вибрация звука. Мы видим мерцание звезд, ослепляющий свет солнечных лучей и «московских окон негасимый свет» – это тоже вибрация. Иными словами, все во Вселенной есть вибрация: движение крови, движение лимфы, перистальтика кишок, работа внутренних органов – все в нас вибрирует. Есть такое представление, что мысль – это тоже вибрация. И естественно, что тяжелая мысль имеет тяжелую вибрацию. А что такое тяжелая мысль? Это та мысль, которая отягощает: обида, гнев, раздражение, уныние, безысходность и прочие наши знакомцы, о которых уже была речь.

То есть, говоря языком музыкантов – спустила струна. А что делает скрипач, когда у него на скрипке спускает струна, или настройщик рояля, если и на этом инструменте струны спускают? Правильно, подкручивает колки и подтягивает струну до нужного тона. А не приходило ли вам в голову, что мы тоже музыкальные инструменты? Ведь мы говорим о себе, как о музыкальном инструменте:

«этот разговор меня расстроил»;

«я должен настроиться на работу»:

«душа поет»;

«струны моей души…»;

«на этой высокой (оптимистической, грустной, лирической) ноте …»

Итак, если во мне какая‑то тяжелая мысль спустила струну, значит, я должна эту струну подтянуть, то есть заменить тяжелую вибрацию – легкой, тонкой, звенящей, иными словами, вернуть себе радость и гармонию. Возникает вопрос – как? Отвечаю так же, как уже говорила – простить ! Вот тут и начинается мой секрет .

Если хотите, чтобы получилось, от этого места прочитайте очень внимательно, быть может, не один раз, и сделайте точно так, как я рекомендую. Работа трудоемкая и скрупулезная, делается в три этапа.

Этап первый

Выбрасываем «мусорное ведро».

Как уже говорила, высказываемся мысленно и выговариваем всю обиду, гнев, претензии и прочий мусор.

Этап второй

Смывание мусора.

Слово вымывается словом. Произносятся три фразы:

«Я тебя прощаю.

Ты меня прости.

Я тебя отпускаю с миром».

Думаю, надо поговорить о каждой фразе.

1. «Я тебя прощаю». Мы уже об этом говорили и это – аксиома.

2. «Ты меня прости».

«Ничего себе, – слышу я возражения, – он кругом передо мной виноват, а я у него прощения прошу! С какой стати?!» Но дело в том, дорогие мои, что во всяком конфликте есть «провокация»: либо вас обидели потому, что вы этого боялись, либо потому, что в вас зашкалила гордыня, либо потому, что вы в свою очередь тоже кого‑то обидели и «долг платежом красен». Ну, короче говоря, если есть следствие – вы обижены, значит, есть причина – к чему‑то в вашем восприятии обида прицепилась, то есть почва для нее была подготовлена, следовательно, это тоже надо отпустить.

3. «Я отпускаю тебя с миром».

Это не значит, что я хочу вообще расстаться с этим человеком. А если это муж, любимый человек, ребенок? Нет, речь идет не о расставании . Когда вы представляете себе человека и общаетесь с ним мысленно, вы, как кукловод, как бы притягиваете его поле, его образ. Ну а что взяли, то надо вернуть на место, то есть отпустить. Вот почему и «отпускаю тебя с миром».

Этап третий –

самый ответственный.

В каждой их предыдущих фраз подчеркиваем глаголы:

прощаю.

прости.

отпускаю.

Произносим это в одно слово:

«ПРОСТИПРОЩАЮОТПУСКАЮ» (поменяла местами просто потому, что так удобнее говорить).

Но произносим это не однократно, а многократно, от вдоха до выдоха очень быстро, тихо, вибрационно, очень долго (бессчетное количество раз), как бы на одной ноте, и заканчивая очень резким выдохом, своеобразным выбросом.

Заметьте, здесь все очень важно.

1. От вдоха до выдоха – «вдох» – начало жизни, «выдох» – конец. Работает длинное дыхание, и в результате те шлаки, тот мусор, который был, как будто выметается.

2. Произносится тихо и очень‑очень быстро – «тихо», чтобы не тратить силы, а лучше ускорить темп . « Быстро и вибрационно » потому, что мы помним, что мы должны «подтянуть колок» и дать вместо тяжелой вибрации – тонкую и звенящую.

Кроме того, у нас с вами есть очень назойливый и занудный советчик. Это – наш ум, наше сознание. И если вы будете говорить медленно и вдумчиво: «Я тебя прощаю», ваш ум тут же вступит с вами в диалог:

«Еще чего, этого гада? Ни за что!»

«Да ладно, – говорите вы, – я все‑таки прощу».

«Ты спятил, разве можно это простить», – продолжает полемику наш ум.

И так до бесконечности, пока вам не надоест и вы не сдадитесь. Нужно этого «болтуна» отключить, то есть сделать так, чтобы он не встревал и не сбивал меня. Поэтому, когда я говорю эту волшебную формулу «простипрощаюотпускаю» (назовем ее Формулой Прощения) тихо, быстро, вибрационно , на одной высокой ноте, то мой «цензор» отключается, не мешает мне и эта «формула» работает как ластик, как стирающее устройство в компьютере или в мобильном телефоне.

Ну вот, если все сделано как надо, то приходит ощущение легкости, ощущение «сброшенного камня». Перед внутренним взором (я забыла сказать, что лучше делать эту работу с закрытыми глазами) возникает свет, или радуга, или вы видите человека, с которым общались, улыбающимся, и тогда делается понятно, что вся грязь и весь груз куда‑то девались и от этого легко дышится.

Иными словами, в ответ на эту работу ПРИХОДИТ прощение. Понимаете, ПРОСТО ТАК ПОЛУЧАЕТСЯ, что не вы прощаете, а ОНО САМО прощается. После этого вы беретесь за следующий эпизод и работаете с ним точно так же. Это очень важное условие: делать не все скопом, а поэтапно разбираться с каждым, пусть даже с самым маленьким эпизодом.

Вот некоторые свидетельства моих учеников о проделанной работе:

«Эта работа заставила меня думать. Много думать. Хотя я думала постоянно, но оказалось, что делала это неправильно. Оказывается, надо уметь думать. Я увидела себя со стороны и увидела свои недостатки. Оказывается, я много сердилась, была неблагодарной (не в бытовом смысле), постоянно находилась в унынии. Сначала, естественно, я огорчилась и растерялась, но туг же появилось огромное желание трудиться и помочь себе.

Мое нынешнее состояние можно определить словом

оживаю ! Ощущение тихой радости и уравновешенности. Такое впечатление, что сбросила груз, который мешал, давил и не позволял двигаться вперед.

Интересное чувство: радость – как будто микроскопическими дозами она потихоньку проникает в меня и удивляется: “как ты могла так долго обходиться без меня?”»

«В течении долгого времени была бессонница. Всегда ходила сонная, но спать не могла. После работы с “формулой прощения” появилось четкое желание – “хочу спать”. Я давно забыла это ощущение, и вдруг такое – "хочу спать". Для кого‑то это мелочь, а для меня – событие».

«Моя первая победа: я поняла, что имею право быть такой, какая я есть, и что я имею право выражать себя в той форме, которая наилучшим образом мне подходит, а не в той, которая кем‑то принята и утверждена. Моей главной проблемой было чувство незащищенности. Обстоятельства, имевшие место в моем детстве, и тот стиль воспитания, который избрали мои родители, породили у меня стойкое убеждение в том, что меня никто никогда не станет защищать и не придет мне на помощь. Путей выхода из этой ямы было два: либо научиться зубами, кулаками и луженой глоткой защищать себя самой, либо создавать такой образ жизни, при котором на меня никто не сможет напасть.

Я выбрала второй путь. Затаилась, ушла в тину, никогда ни на чем не настаивала, ничего не добивалась, ни в чем не проявляла инициативы и так далее. Я превратилась в тихого покорного исполнителя и каждую похвалу воспринимала как подарок судьбы. Тем более что родители в свое время крепко вбили в мою послушную голову представление о том, что я вообще‑то похвалы не достойна. Они убедили меня в том, что я, безусловно, любимый ребенок, но не такой, каким меня хотели бьг видеть… Не соответствую, стало быть. Вот я и старалась всю жизнь соответствовать тому, какой меня хотели видеть. Родители, начальники, сослуживцы, друзья, возлюбленные – все. Легко отказывалась от того, что я есть, в угоду тому, чего от меня хотят. Раз они так хотят – значит это правильно. Чужое мнение вообще всегда правильное, а мои собственные ощущения заведомо неверны. И то, чего хочу я, – всегда неправильно и должно быть задавлено. Вероятно, таким примитивным способом я надеялась создать вокруг себя некий слой людей, которые будут любить меня, защищать и помогать мне. Но они не защищали и не помогали, потому что план не может реализоваться, если цель поставлена неверно. Отсюда – бесконечные разочарования, горькие обиды и дурацкое (как я теперь понимаю) недоумение: ну почему они так со мной обошлись? Да потому и обошлись, что, если я сама считаю свою личность не достойной уважения, так с какой стати другим считать иначе? Что думала, то и получила.

После кропотливой работы с “формулой прощения” я стала чаще и не без удовольствия думать о том, что мои собственные ощущения и движения моей души значат и должны значить для меня гораздо больше. Они должны стоять на первом месте. И тогда все будет правильно. И это – моя вторая победа.

И, наконец, последний итог, самый сладостный: спасибо моим родителям за то, что они вели себя именно так, как вели, и воспитывали меня именно так, как воспитывали. Потому что в итоге я получилась такой, какой получилась. Я прохожу свои уроки и я абсолютно счастлива!»

«Я всегда ждала от жизни невероятных чудес. Маленькой в них истово верила, когда стала постарше, начала сомневаться, а к двадцати годам перестала в них верить и заняла место в ряду таких же неверующих людей. Где‑то в глубине меня еще жила та маленькая девочка, которая верила в чудеса, но ее голосок слишком тих, чтобы быть услышанным. Вместо радости я обрастала сомнениями, вместо любви – страхами. Кем же я была к началу нашего с Вами знакомства? Человеком, страшащимся собственной тени и не умеющим радоваться жизни, неуверенной в себе девушкой. Собственница и эгоистка, убежденная в своей правоте и ни на йоту не колеблющаяся в оценках. Прочитав это, с легкостью можно представить себе монстра вместо живого человека. Но так оно и было! Я могла ухаживать за собой, но не ухаживала за своей душой.

“Моя душа” – такого понятия для меня в то время не существовало! Это было что‑то из разряда утопически‑сказочного, из разряда того, о чем теоретически знаешь, но никогда не видел (слышал, щупал), а, следовательно – не веришь в существование. Все разговоры о том, что душу надо очищать и, вообще, блюсти в чистоте, натыкались на непонимание: как же так, я не краду, не убиваю и вообще я такая хорошая, чего еще надо? А проблемы? Так это другие виноваты, что они у меня есть, я‑то при чем?

Впервые понять, что что‑то не так именно со мной ! помогли мне Вы. Впервые за 27 лет я задумалась о себе, о своей жизни. И начался процесс моего рождения заново. Это болезненный, далеко не самый приятный в моей жизни период. Когда узнаешь о себе что‑то, что тебе совсем не нравится, что переворачивает твое представление о тебе, – это почти всегда воспринимается тобой “в штыки”. Но если учишься, как Вы говорили, “быть честной и мужественной” по отношению к себе, то начинается хоть и болезненный, но все же процесс обретения самой себя.

Итог Вашей (а может быть, моей?) работы таков: я научилась чувствовать “отклик” другого человека, я стала собраннее и добрее, как это ни странно, я принимаю людей с любовью и благодарностью за учение, которое они несут. Я перестала изнурять себя ненужными упреками. Я НАЧАЛА ЖИТЬ. С помощью Вашей науки я стала такой, какой всегда хотела быть. И это только начало той дороги, которую мне суждено пройти».

Думаю, Вы согласитесь со мной, что это не просто отзывы, отклики или отчеты о работе. Это, скорее, портреты, так как за каждым откровением – портрет конкретного человека с его сомнениями, поисками, болью и радостью. Но их объединяет одно: в результате той работы, которую я им предложила (а они с радостью ее сделали – это непременное условие!), так вот, в результате этой работы они обрели себя. Не стали другими, не стали лучше или хуже, а просто обрели единство: кто‑то говорит о радости, поселившейся в душе, и удивляется, как долго пришлось жить с чувством уныния и безысходности; кто‑то счастлив оттого, что понял простейшую истину: «мои собственные ощущения значат для меня больше, чем чьи‑либо»; кто‑то радуется, что «стала такой, какой всегда только мечтала быть», то есть стала Самой Собой!

А вот еще одно мнение. Это мнение человека, пожелавшего, чтобы его назвали. Его имя – Габриэль Юон.

В результате этой работы Габриэль тоже обрел Себя и обрел свой истинный Путь, он начал новую жизнь. Сейчас это всемирно известный художник.

Габриэль родился 1 марта 1944 года. Его мать – Анна Павловна Юон, дочь известного швейцарского композитора Поля Юона, племянница известного русского и советского художника Константина Юона, первого секретаря Союза Художников СССР. Отец – Александр Эргин, штабс‑капитан русской армии, в течение 24 лет был настоятелем православной церкви на знаменитом русском кладбище Сен‑Женевьев де Буа.

Образование Габриэля причудливо, даже витиевато разностороннее, но по любым стандартам первоклассное. Он закончил иезуитский колледж Сен‑Жорж в Медоне, где, кстати, русский язык преподавал князь Сергей Оболенский. Затем Габриэль получил дипломы литературного факультета Сорбонны и института Восточных языков. С 1987 г. был советником Министерства внешней торговли Франции, советником ряда крупнейших французских компаний по вопросам развития бизнеса в восточноевропейских странах.

Но, как это нередко случается, в жизни благополучного человека произошел кризис. Габриэль знакомится с моим методом, проникается его простотой, логикой и красотой и начинает работать над собой. Вот его свидетельство: «Благодаря Мире Моисеевой я переосмыслил всю свою жизнь, научился любить каждое мгновенье и самое главное – это помогло мне найти свой истинный путь – служение искусству».

Габриэль Юон в пятьдесят лет круто меняет свою жизнь и обращается к живописи. Дадим опять слово Габриэлю: «Для меня создание картин – это всегда поиск Бога, диалог с ним . А когда ищешь Бога – находишь Человека»

Теперь хотелось бы обозначить темы, над которыми хорошо было бы поработать по этой формуле. И здесь я рекомендовала бы начать издалека, а именно – с детства. Во‑первых, «все мы родом из детства». И очень многие наши сегодняшние проблемы имеют давние корни. Корни эти лежат, прежде всего, в отношениях с родителями. Дело даже не в том, что эти отношения не всегда бывают безоблачными. Даже самым благополучным семьям не удается избежать обычных семейных разногласий и разборок. Лишь сегодня с высоты нашего возраста понятно, что мама была абсолютно права, наказывая ребенка за непослушание, за плохо выполненную работу, за обман, за лень или за прочие провинности. Но весь фокус в том, что наше сегодняшнее понимание, и восприятие этих же проблем в возрасте 5, 7, 10 или 15 лет абсолютно различны. Это сегодня мы понимаем, что мамины (или папины, или бабушкины) действия были верными, что она (он) хотели нам только добра и поступали так исключительно из добрых побуждений. А тогда, когда мы были детьми (да что говорить, посмотрите на своих детей или внуков), ничего, кроме злобы и обиды, в душе не было. Потом мы это запихнули подальше, все «забыли» (ставлю в кавычки потому, что на самом деле сделали вид, что забыли). А в действительности эти закопанные нами «отходы» подобны захороненным ядерным отходам: вроде бы не видно, но неблагоприятный фон создают, излучают негатив и притягивают подобное, потому что всегда действует принцип «подобное притягивает подобное» (вспомните принцип гомеопатии лечить «подобное подобным»). И не надо искать каких‑то глобальных сломов, каких‑то роковых событий (хотя и такие бывают). Я говорю о самых мелких и повседневных занозах: ♦

♦ девочке было 7 лет, когда бабушка не разрешила надеть кофточку, которую очень хотелось;

♦ были неприятности в школе, и мама не защитила, не взяла сторону ребенка;

♦ родители ушли в гости, и ребенок был один до двух часов ночи и очень боялся;

♦ переехали в другой район, и в школе маленький человек чувствовал себя одиноко;

♦ всех забрали из детского сада, а за ребенком мама пришла самой последней.

Я набросала только штрихи, только крохи, но понятно, что из этих песчинок может создаться гора, которая погребет под собой человека. В Польше есть несколько курганов по 32 и 36 метров. Эти курганы насыпаны людьми в память о героях. В насыпании этих курганов не участвовали экскаваторы или какие‑либо машины, нет, люди приносили землю в мешочках, карманах и просто в ладонях. Представляете, сколько кучек и кусочков земли было принесено и брошено, чтобы образовалась гора высотой в тридцать шесть метров. Вот так и каждый из нас насыпает себе такие вот горы. А составляют эти горы песчинки бóльшие и меньшие, более колючие или менее болезненные, но они в нас остались как раны, как швы, которые не рассосались, сделались спайками и время от времени дают о себе знать как старые боевые раны. Но теперь, когда вы знаете рецепт, вы можете растопить, расправить и разгладить эти следы в своей душе, стереть боль. Именно боль! Не стереть память о событии, нет:

И сказала память: «Я могу

Всё забыть, но нищим станешь ты,

Я твои богатства стерегу,

Я тебя храню от слепоты».

В.Шефнер, «Спросил у памяти»,1963

Стереть боль, которую вызывает либо чувство вины, либо обида и унижение, либо чувство невосполнимости потери. Для того, чтобы это «поле» расчистить, нужно (я напоминаю, что работу эту проделываем только мысленно!) представить себе маму, посадить ее мысленно перед собой и начать работу, как было описано выше (в 3 этапа). При этом не имеет значения, мама живет с тобой в одной квартире, живет в другом районе, городе или вообще в другой стране или умерла. В любом случае начинается мысленный монолог, вспоминаются все, даже самые мелкие, эпизоды, которые были болезненны или просто неприятны, особенно те, которые мучили, а может, мучают и до сих пор.

Еще раз повторяю, что отрабатывать надо от начала и до конца каждый эпизод в отдельности, а не все сразу вместе.

И еще одно очень важное замечание: не надо навешивать «фиговые листочки» на отношения вообще и на отношения с родителями в частности: мол‑де «родители для меня святые люди и никаких претензий к ним быть не может». Да, каждый из нас любит своих родителей и испытывает к ним чувство благодарности.

Но еще раз повторяю: наше сегодняшнее видение событий «давно минувших дней» сильно отличается от ощущений маленького человека, и я вам очень рекомендую встать на точку зрения этого маленького человека и разобраться со всем именно с его маленького роста и маленького жизненного опыта, но вплоть до сегодняшнего дня.

Приведу несколько примеров.

Ну, например, мама (или родители) наказывали ребенка за плохие оценки. Сейчас, став взрослым человеком, возможно, он и понимает, что таким образом они учили его делать свою работу хорошо. Но тогда, в детстве, он и обижался до слез, и боялся до боли в животе, и зажимался до спазмов в голове. Вот теперь и надо все эти травмирующие моменты «раскрутить», проговорить и отработать по рекомендованному выше рецепту. И, прежде всего, надо понять и объяснить и себе, и маме (папе, бабушке и всем другим), что был неверно избран метод воздействия.

Отметки становятся кумиром (а про это мы уже говорили). И очень часто бывает так, что ребенок совершает необъяснимый с точки зрения родителей поступок: заканчивает, например, музыкальную школу, куда его запихнули против его воли, кладет диплом на стол и говорит маме: «Ты этого хотела – на, получи!» Мама при этом рыдает: «Неблагодарная дрянь! Сколько денег на нее ухлопала, сколько сил положила!»

Но ведь на самом‑то деле, кроме благого порыва дать дочери образование, были и другие мотивы: «а моя‑то: драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…» Так что вот, налицо опять все наши знакомцы – и Гордыня, и Зависть, и Гнев. Вот и простите своих воспитателей за то, что они обременяли себя этой страшной обузой. Простите их за то, что не понимали, что когда «вместо сердца пламенный мотор» – это большая беда! Объясните им (а заодно и себе), что

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет

С. Я. Маршак

Так что уверяю вас, что если вы все это продумаете, проговорите (внутри себя) и простите, то и вам станет легче и свободнее, а, главное, вы и к своим детям будете относиться совсем по‑другому. Вы вдруг поймете, что, если ребенок получил двойку, это совсем не страшно, а может быть, даже и хорошо, потому что теперь он точно знает, где у него пробел в знаниях и над чем работать, ведь пятерку можно получить и случайно.

Простите себя (того, маленького) за то, что думали, будто родители вас не любят, что боялись именно этого и долго жили с этим страхом. Простите, конечно, за то, что своим поведением доставляли столько хлопот взрослым. Поверьте, что только такой обоюдный мирный договор дает освобождение, воссоединение Себя с Собой и ту душевную гармонию, без которой нам дискомфортно. И еще поймите – крик и грубости, посредством которых мы очень часто позволяем себе общаться с нашими близкими и очень дорогими нам людьми, есть признак бесконечной слабости и беспомощности (а отнюдь не силы!). Проще ведь крикнуть и дать подзатыльник, чем объяснить и убедить. Поэтому я еще раз настоятельно рекомендую быть «мужественным и чистоплотным» по отношению к себе, провести тщательную инвентаризацию и ревизию своего прошлого, посредством моей волшебной формулы стереть и убрать всё ненужное и обрести Радость .

Точно так же разбираем и отношения с папой. К сожалению, иногда бывает так, что, в силу разных обстоятельств ребенок вырастает в неполной семье и тогда возникает вопрос: «С кем мне работать, если у меня папа погиб на войне, когда мне было два года?», «Мои родители развелись, когда мне был один год, и я папу не знаю» и т. д.

Здесь надо понять, что отягощать нас могут не столько сами отношения, сколько ощущения, связанные с тем или иным человеком или событием. Действительно, если папа погиб, когда ребенку было два года, то никаких отношений с папой не было. Но вот с войны начали возвращаться папы других детей и у ребенка (которого мы взяли для примера) могло больно сжиматься сердечко от слова «безотцовщина». И он мог рыдать ночью в подушку от того, что было жаль маму, которая с утра до ночи пропадала на работе, а денег все равно не было и семья жила впроголодь, а ему, как всякому ребенку, хотелось и сладкого, и вкусненького, да и чего‑то новенького.

Сейчас‑то мы с вами понимаем – с одной стороны, это все естественно, по‑житейски объяснимо, но с другой стороны, также понятно, что эта ситуация была порождена и завистью, и унынием, и гневом. А это все – очень плохой фундамент, потому что за пятьдесят‑шестьдесят прожитых лет непрощенные обиды разрослись и превратились в огромную лавину, под которой и человека‑то уже не видно, а видны только камни, торчащие из желчного и мочевого пузырей, приправленные гипертонией с диабетом. Так что для того, чтобы растопить этот «снежный ком» и освободиться от ужасного груза, необходимо начать работу. Как?

Отвечаю: посадить того ребеночка перед собой и начать с ним разговаривать. То есть, диалог между Я (сегодняшняя, имеющая за плечами… лет) и Я (та, послевоенная, обделенная). Для начала, конечно, пожалеть и поцеловать ее, ту, маленькую. Ну а потом найти аргументы, чтобы снять весь негатив.

Помните, что нет плохого и нет хорошего, происходит то, что происходит. Во всем том, что мы называем плохим, всегда есть позитив и во всем том, что мы называем хорошим – есть негатив.

Иллюстрирует это инь‑ян мандала:

два разных поля – черное и белое. И в черном есть белое, и в белом есть черное.

Инь – темное.

Ян – светлое.

Есть Луна и есть Солнце. И одно без другого не может существовать.

Есть День и есть Ночь.

Есть мужское начало Ян.

Есть женское начало Инь.

И они тоже существуют только вместе, и более того, – в равновесии. Очень важным компонентом здоровья является гормональная сбалансированность, то есть мужские и женские гормоны должны быть в балансе.

Мы ведь очень часто бываем в претензии к нашим внукам, упрекаем их в безынициативности, в потребительстве и говорим им: «Вот я в твои годы…» И тут припоминается и работа в 12–13 лет, и коммунальные квартиры, которые вдруг оборачиваются не жуткими бытовыми условиями, а необыкновенной дружбой и поддержкой соседей (в противовес сегодняшним железным дверям на лестничной площадке). И фильмы старые мы смотрим с умилением, и песни все военные помним! Вот и разговаривайте с тем ребенком (я возвращаюсь к нашему гипотетическому ребеночку, у которого осталась боль по поводу отсутствия папы), как со своим сегодняшним сыном или внучкой. Все ему (ей) объясните, снимите напряжение, простите (его) ее за зависть, гнев и уныние и сделайте так, чтобы ребенок этот (то есть Вы сами) в вашем воображении улыбался и стал бы неким светлым «образом». Еще раз повторяю, если эта работа будет хорошо проделана в 3 этапа и завершена «формулой прощения», Вы сразу почувствуете колоссальное облегчение, как от сброшенного груза.

Естественно, возможны тематические вариации:

♦ «папа ушел в другую семью»;

♦ «родители разошлись, когда мама была беременна»;

♦ «мама нас бросила»;

♦ «ненавижу маму (папу)» и т. д.

Естественно, каждая тема требует очень индивидуального и тщательного подхода.

Мы с вами говорим о концепции, об общем принципе работы. О том, что это должен быть очень честный диалог между собой и собой на тему:

♦ Я и мама,

♦ Я и папа,

♦ Я и бабушка,

♦ Я и дедушка и т. д.

И диалог этот должен закончиться «формулой прощения» и, как результат, –

пониманием себя и другого,

принятием себя и другого,

примирением себя с другим,

прощением себя и другого, а следовательно,

объединением себя и себя,

потому что всякий раздор внешний – это раздор внутренний.

И последнее, что хотела бы сказать на эту тему – работа эта нам, оказывается, заповедана в законе, в нашей основной конституции (см. 10 Заповедей) – Заповедь 5:

«Чти отца и мать твою, и продлятся твои дни и да будет тебе благо»

Естественно, эта Заповедь говорит о том, что о родителях надо заботиться, помогать им и быть им благодарными. Но не только. Ведь Заповеди, как и Евангельские притчи, как и притчи суфиев и Высказывания мудрецов имеют очень глубокий смысл и затрагивают не только (и не столько) земной уровень. Можно ведь и навестить стариков, и продукты принести, и денег дать, но при этом нетерпеливо поглядывать на часы, просчитывая все пробки, в которых будешь стоять, промедлив с уходом от них.

Думаю, что сейчас, читая эти строки, каждый вспоминает случаи, когда вы раздражались родительским непониманием, или несогласием, или «отсталыми взглядами». Кажется, Бернард Шоу когда‑то сказал:

«Человеку 5 лет и он считает, что мама знает всё.

Человеку 10 лет и он с сомнением говорит: “Кое‑что она, конечно, знает”.

Человеку 20 лет и он с раздражением говорит; “Что она знает, эта мама!”

Человеку 35 лет и он говорит: “Эх, надо было слушать маму!”»

Чтобы нам не было стыдно за раздражение, за непонимание, за бессмысленные стычки с родителями, следует проделать ту работу, о которой говорилось ранее, ибо она снимает внутреннее напряжение и дает возможность на многое посмотреть со стороны, понять и принять, а значит сделать шаг навстречу себе.

Особенно хочется отметить внутри темы «родители» такие персонажи, как свекровь со свекром, теща с тестем и, соответственно, невестка и зять. К сожалению, эти отношения редко бывают гармоничными, амплитуда эмоций колеблется от «никакие», «не общаемся» до бурных и непривлекательных сцен. Мой вам совет: не отмахивайтесь от этой работы, а поймите, что это очень важная сфера жизни, ибо «корни» вашего мужа или жены теперь и ваши «корни». А муж вашей дочери или жена вашего сына – это теперь и ваши «веточки». Представьте себе дерево, которое отторгало бы часть своих корней или сбрасывало молодые ветки. Не надо быть биологом, чтобы понять: дерево болеет. Вот и в вашем «датском королевстве» не все ладно, если нет гармонии в отношениях. И при ближайшем рассмотрении вы вдруг увидите, что где‑то закралась обида, стала «нарывать» и превратилась во флюс. А вот здесь гордыня разрослась опухолью и давит. Ба, да тут, как нарочно, заноза гнева торчит и цепляется за всё! Ну, а быть может зависть, она же и ревность, пеленой глаза закрыла и мурлычет свои коварные песенки.

Ничего не поделаешь, нужно опять вспомнить о «мужестве и чистоплотности», сесть, проиграть все ситуации и разобраться со всеми действующими лицами, вымыть и вычистить всё пространство и испытать такое же удовольствие, как от хорошо и чисто вымытой квартиры.

Нередко возникает такой вопрос: «Как быть, если человек, с которым хотелось бы урегулировать отношения, умер?»

Но ведь умерло, то есть ушло, только физическое тело этого человека, а ощущения от вашего с ним взаимодействия остались. Значит, вам ничего не может помешать проделать необходимую работу и в адрес этого человека. Вдумайтесь, что нас тяготит больше всего в уходе наших близких? Ответ, мне думается, простой – чувство вины. При жизни не решили какие‑то конфликты; недодали любви, внимания; позволили расцвести недопониманию или равнодушию. Бывает, что и «не ведали, что творили», а значит, никогда не поздно начать анализ и плодотворную работу. Работу, которая приведет к освобождению и другого человека от ненужной ему связи с вами (потому что если вас мучают некие старые долги перед кем‑то, значит, есть связка, есть некая цепь, которую надо разомкнуть), а главное – к освобождению СЕБЯ. Ибо когда выводишь себя из рядов должников и кредиторов и прощаешь себя за то, что пополняла их ряды – ощущаешь себя СВОБОДНОЙ, а это – главное!

Итак, предположим, вы завершили работу со своими «корнями». Напоминаю, это были родители, бабушки, дедушки и, как говорят англичане, «родители по закону», то есть родители ваших вторых половин: мужа или жены.

Я надеюсь, что эта работа была выполнена вами добросовестно, все три этапа были пройдены, и та скрупулезность, с которой вы трудились, была вознаграждена и вашим самочувствием (ощущение легкости и свободы), и возникшей как следствие гармоничностью отношений.

Все мы – трансляторы и приёмники, а наши искренние и доброжелательные посылы, безусловно, являются хорошей трансляцией для тех, в чей адрес распространяются волны, и благотворно влияют на всё вокруг. Ну а раз так, давайте двигаться дальше, ибо « дорогу осилит идущий ».

Рядом с «корнями» расположены такие близкие родственники, как братья или сестры. Если вы – один ребенок в семье и вам работать с этими действующими лицами не придется, не спешите пролистать это место: может быть, у вас самих есть несколько детей, и вы сумеете избежать каких‑то ошибок, ну а на худой конец – что‑то посоветовать знакомым, которым это пригодится.

Опять с горечью констатирую, что и здесь частенько бывает огромное поле для работы. Случается, что в детстве дети делят родительскую любовь и внимание, а во взрослом состоянии с остервенением устраивают дележку движимого и недвижимого имущества.

Расскажу еще одну сказку.

Жила‑была женщина, звали ее Авдотья, а поскольку жила она в Рязани, то и получила имя Авдотья‑Рязанушка. Были у нее муж, сын и брат. Налетело на Рязань огромное войско Батыя, много народа полегло, а кто не погиб, того в плен увели. Вот Авдотья‑Рязанушка и узнала, что и сын, и брат, и муж ее в плену татарском. Горевать ей было некогда, пошла она к Батыю в стан, вызволять своих мужиков. Прошла она непроходимые леса, переплыла порожистые реки, достигла, наконец, стана татарского. Привели ее к Батыю, и сказала она ему: «Отдай, – говорит, – моего сына, мужа и брата». Выслушал ее Батый, подумал и отвечает: «Одного кого‑то могу, – говорит, – отдать. Выбирай». Проплакала Авдотья‑Рязанушка всю ночь, а наутро пришла к Батыю и говорит:

«Брата отдай».

Изумился Батый: «Как брата? Или ты не любишь мужа и сына?!»

«Нет, – говорит Авдотья‑Рязанушка, – люблю я и мужа, и сына. Но замуж я еще, может, и выйду. И сына, Бог даст, рожу. А вот брата у меня больше не будет никогда, родители мои стары. Потому брата отдай».

Батый был так потрясен, что отдал всех троих.

Вот такая сказка. Она, конечно, ложь, да в ней серьезный намек. И намек этот на то, что братские связи священны, и что род разрушается, когда брат встает на брата, потому что самое первое преступление на Земле – убийство брата. Каин и Авель были братьями, и к убийству Авеля Каина привела ревность и зависть. Русских князей Бориса и Глеба тоже убил их брат Святополк, за что и получил название «Окаянный». Да и в истории Короля Лира тоже не последнюю роль сыграла ненависть и распря между его дочерьми. Список можно продолжать.

Иными словами, ненависть, вражда и просто нелюбовь между братьями или сестрами не только очень обременительная ноша (помните, мы говорили о перегрузке), но и просто‑таки губительна для рода.

Откуда эта беда берется? Опять‑таки из детства.

Возможно, мама не подготовила старшего ребенка к тому, что появится малыш, и не научила уже тогда, во время беременности, любить и заботиться о маленьком.

Может быть, не научила малыша с уважением и вниманием относиться к старшему и не быть маленьким деспотом и эгоистом. Но если не посеять и не вырастить любовь в сердцах детей, то там будет расти зависть, ревность и гнев, а как следствие, – неблагодарность (а обо всем этом речь уже была)

Значит, вывод и выход один. Если есть напряжение любой стадии – от безразличия до ненависти, – между братьями или сёстрами, нужно приниматься за работу, этот «мешок» безжалостно разобрать, весь мусор выкинуть и вычистить пространство по известному уже сценарию (помните, три этапа с формулой прощения).

Что‑то мне кажется, что кое‑кто загрустил. Вам думается, что эта ноша неподъемна и что разгрести это невозможно?

Уверяю вас, следует только начать, и помнить, что

« дорогу осилит идущий».

А идти всегда легче, когда есть хороший путеводитель. В качестве путеводителя я предлагаю молитву Святого Франциска Ассизского:

Господи, сделай меня орудием твоей воли!

И там, где ненависть, дай мне принести любовь!

И там, где обида, дай мне принести прощение!

И там, где рознь, дай мне принести единство!

И там, где сомнение, дай мне принести веру!

И для того, кто во мраке, Боже, дай мне стать светом!

Помоги мне, Господи, не столько хотеть быть понятым, сколько понимать,

Не столько хотеть быть любимым, сколько любить!

И тогда свершится чудо!

И одно чудо последует за другим.

И не будет конца чудесам!

Помоги же мне, Господи!

Предположим, что мы с вами завершили большой этап, который назвали «Семья». И это очень важно, потому что, повторяю, у дерева должны быть крепкие корни, у дома должен быть прочный фундамент, он не должен быть залит водой и там не должны жить крысы. Он должен быть сухой и чистый. И у корабля днище тоже не должно иметь пробоин, иначе затонет. Кстати, если эта работа сделана качественно, то уходят очень многие проблемы, связанные с ногами, бедрами, копчиком, с радикулитной областью, то есть со всем низом нашего тела, оно и понятно – «корни».

Что ж, идем дальше, «все выше, и выше, и выше»…

В жизни ребенка начался новый этап, этап «полового созревания». И теперь нам с вами предстоит работа с людьми противоположного пола, которые прошли рядом с вами по жизни. Но здесь есть одна важная деталь: для девочки это должны быть все представители мужского пола, начиная с папы, включая мальчиков в детском саду и в школе и заканчивая деловыми и интимными связями взрослой жизни. Для мальчиков, соответственно, наоборот, начиная с мамы, включая всех девочек в детстве и женщин во взрослой жизни. Опять же, важно начать с мамы и папы.

Почему?

Потому что, когда ребеночек совсем маленький, как говорится, лежит «поперек лавки», взрослая тетя, которая называется «мама», и взрослый дядя, который называется «папа», кормят, защищают, заботятся, излучают тепло и надежность. По мере взросления ребенок начинает видеть в родителях мужчину и женщину, сравнивать их с другими мужчинами и женщинами, оценивать их внешность, имидж, манеры и форму общения. Начинает невольно, не отдавая себе отчета, примерять все к себе: хотела бы я быть такой женщиной, как моя мама, или нет, хотела бы я, чтоб мой будущий муж был таким, как папа, или нет? (Ну и соответственно, такой же вопрос для мальчика).

Так что сегодня следует взять в работу своих родителей, но уже как носителей женственности и мужественности, и примирить в себе эти ощущения. Предположим, что мама не казалась мальчику ни моделью, ни кинозвездой, и мальчика это раздражало, и он стеснялся маминого внешнего вида. Надо хорошенько поработать с этим раздражением, понять, в какое время мама росла, в какой среде формировалась, и, быть может, пожалеть маму, посочувствовать ей, простить себе юношеское максималистское пренебрежение и высокомерие и увидеть высокие душевные качества мамы, а не устаревший и немодный мамин «прикид».

Это очень важно сделать, потому что часто бывает так, что именно неприятие матери как женщины рождает у мужчины проблемы в семейной жизни: те качества, которые мальчик активно не принимает в матери, он потом получает в характере жены.

И, наоборот, как только мужчина в душе примирит себя с матерью, все себе объяснит и с прощением отпустит, «как будто по мановению волшебной палочки», жена «поворачивается» к нему самыми своими лучшими качествами. И это понятно, так как жена в этом случае выступает в роли учителя, и сама собой выполняется Заповедь «Чти отца и мать». Следует лишь убрать претензии и сменить точку зрения.

Таким же учителем выступает папа в судьбе девочки. Предположим, что папа авторитарен, жёсток (а может быть, и жестóк), в семье его все побаиваются, и у мамы частенько глаза «на мокром месте». Девочка сочувствует маме, осуждает папу и в своей взрослой жизни получает всех мужчин‑деспотов.

Возьмем другой пример: папа очень мягкий и робкий человек, верховодит в семье мама, подчас даже унижая папу, но нимало об этом не заботясь. В таком случае, частенько девочка вырастает с ощущением превосходства женского пола над мужским, с желанием «отвернуть голову» всем мужикам и с чувством презрения к отцу: «Что ты за мужик, и что ты, вообще, можешь?»

Понятно, что с таким грузом женщине сложно быть счастливой, и именно поэтому вот этот‑то взгляд на маму как на женщину, и на папу как на мужчину очень важен. Потому что только анализируя все ситуации, мы приходим к некоему осознанию и пониманию, почему человек себя вёл так или иначе. А поняв это, легко приходит ПРОЩЕНИЕ как ПОНИМАНИЕ

Но вот представим себе, казалось бы, идеальный вариант, когда мама и папа (или кто‑то один из них) в глазах ребенка идеален, ну просто непогрешим, достоин восхищения и, главное, подражания. Но и здесь таится огромный подводный камень. Думаю, вы уже догадались, что речь идет о вечной проблеме сотворения кумира. (Вы помните, разговор уже был). А во взрослой жизни этот человек будет сверять всех партнеров с детским идеалом, и пытаться дотянуть их до этого пьедестала. Вот тут‑то и начнутся проблемы, так как не всякий Вася будет (и захочет) соответствовать идеальному папе, и не всякая Маша – идеальной маме.

Значит, чтобы не было семейных драм под названием «Если я тебя придумала, будь таким, как я хочу», нужно понять, что маятник всегда дает одинаковую амплитуду в обе стороны, и что у человека всегда столько же плюсов, сколько и минусов. Нужно только захотеть увидеть «плюсы», т. е. дать возможность им проявиться, принять человека таким, какой он есть, любить его не за его похожесть на кого‑то, а за то, что он просто есть. А его «минусы» – это ваш урок, так что давайте работать над собой!

Итак, предположим, что вы хорошо разобрались и урегулировали в себе все проблемы, связанные с вашим восприятием мамы‑женщины и папы‑мужчины; что вы пристально вгляделись в свое детство и проанализировали юношеский период, простили кому‑то и себе несостоявшуюся любовь и слезы по этой несостоявшейся любви. И вот вы подошли к своим сегодняшним партнерам, в отношениях с которыми тоже есть проблемы и сложности.

Л. Н. Толстой говорил, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья – несчастлива по‑своему». Я думаю, что если Вы счастливы, значит уже «нашли себя на пути к себе», а может, и не искали, а всегда обретали себя и жили с собой в ладу. Если так, то эта книжка попала к вам по чистой случайности. А вот если вы не очень счастливы, это значит, что нет единства с собой, тогда имеет смысл понять, где вы его потеряли. Вот для этого‑то и необходима работа, о которой мы уже говорили, и та, о которой речь впереди.

Проходит какое‑то время после начала семейной жизни, забыты свадебные тосты, завяли и выброшены свадебные букеты, платье с фатой давно висит в шкафу, а туфли уже не налезают на отекшие ноги… В жизни нет ощущения праздника, когда‑то любимое лицо не только не радует, но и откровенно раздражает. «Любовная лодка, – по верному выражению В. В. Маяковского, – разбилась о быт». (Видать, хиленькая была лодчонка‑то!) Опять же и Марину Цветаеву вспомнить можно:

Вчера еще – в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!…

Что же случилось? Почему вдруг близкие и родные когда‑то люди, которые абсолютно по доброй воле соединились, вдруг становятся чужими и неприятными друг другу?

Причин, я думаю, несколько.

Самая первая из них – непонимание.

Скажите, пожалуйста, а когда я не буду понимать китайца?

Правильно: тогда, когда я не знаю китайского языка.

Следующий вопрос: а как мне научиться его понимать?

Правильно: выучить китайский язык.

А как быть двум людям, разговаривающим друг с другом вроде бы на одном языке, но при этом как будто на разных?

Ответ: надо услышать друг друга.

Вы же знаете, что слышать и слушать – не одно и то же.

Большая наука разговаривать и слышать друг друга. Начать общение надо прежде всего с самим собой, потому что (и мы уже об этом много говорили) все проблемы находятся прежде всего в тебе самом. Значит, надо опять внимательнейшим образом заглянуть в себя и найти всех старых друзей ( помните, от гордыни до уныния), ну и, разумеется, отработать их по полной программе. Надо посмотреть, может быть, вам очень хотелось быть «жертвой», а раз так, то вы и получили эту роль, а теперь не знаете, как от нее отказаться. И с этой примадонной под названием «Жертва» надо расстаться так же, как и со всем остальным, при помощи «формулы прощения».

Таким образом, если каждый из партнеров разберется с собой, простит и отпустит себе все глупости, а затем то же самое сделает в адрес своего партнера, затем вспомнит все те достоинства, за которые он когда‑то остановил свой выбор именно на нем, тогда станет понятно, что они раньше разговаривали как француз с китайцем, а теперь вполне могут перейти на один общий язык любви, и хорошо друг друга понимать, ибо вспомним:

Помоги мне, Господи,

не столько хотеть быть понятым,

сколько понимать!

 

 

Не столько хотеть быть любимым,

сколько любить…

Шекспир сказал, что «жизнь – театр, а люди в нем актеры». И похоже, что был прав, потому что мы по жизни играем много ролей: мы и дети, мы и родители, мы и покупатели, мы и хозяева и т. д. Но вот иногда (себе на беду) мы выбираем роли, которые подсказывает нам наше настроение. К примеру, сегодня я обиделась, а завтра я почувствовала, что меня не оценили, а через три дня мне показалось, что меня не любят, и вот я уже с упоением исполняю роль Жертвы. О, здесь главное – не заигрываться! Последствия могут быть самые печальные. Так, например, одна дама безуспешно пыталась вернуть утраченное расположение мужа и, придя в отчаяние от своих бесплодных усилий и поняв всю тщетность предпринимаемых шагов, многократно (заметьте, многократно) себе повторяла: «Вот умру, тогда узнаешь!». И со всеми подробностями (раз Жертва, так уж по полной программе) придумывала себе и собственные похороны, и безутешные рыдания близких, и угрызения совести коварного мужа.

До похорон и рыданий, правда, дело не дошло, но серьезные проблемы схлопотала. Молодая и здоровая женщина стала таять на глазах: ходить не может – нет сил. Работать не может – нет сил. Может только плакать от бессилия и полностью утраченного интереса к жизни. Полагаю, что, если бы ей вовремя не объяснили и не помогли выйти из роли Жертвы, дело кончилось бы совсем печально.

Что здесь требуется понять?

Понять, что маятник в обе стороны дает одинаковую амплитуду. И если есть роль Жертвы, то обязательно есть роль Палача. Если есть роль Заключенного, то обязательно есть роль Тюремщика. Героиня устроила театр одного актера, то есть играла и того, и другого: Жертву и Палача, Заключенного и Тюремщика одновременно.

Ну, это же естественно:

Ты – Жертва, ты хочешь, чтоб тебя жалели, а для этого ты все время «подливаешь масла в огонь», то есть вспоминаешь все новые и новые обиды, оскорбления, унижения. Ну кто же ты по отношению к себе после этого? Конечно же, Палач! Потому что корябаешь свои болячки, причиняешь себе все новые страдания. Засадила себя в темницу, загнала в капкан и караулишь, не даешь выйти на свободу. Ну и, я полагаю, вы понимаете, что это не что иное, как убийство. Вот видите, нам не нужны ни гексоген, ни Чернобыль – полное самообслуживание. А ведь сказано: «Не убий».

Так что не обязательно ходить с пистолетом и размахивать ножом, – изображаем Жертву, и Заповедь нарушена! Тут же нарушается и следующий пункт: «Не укради».

Потому что, засадив себя за решетку, крадем у себя же (я уж не говорю об окружающих) энергию, потому что сразу же нарушается энергообмен: нет радости и благодарности, значит, есть страх и уныние, а это уносит здоровье, разбивает жизнь и разъедает личность, как ржавчина.

Но ведь ржавчина не появляется вдруг. Сначала, в силу каких‑то причин, сходит защитный слой, и лишь потом вступают в силу законы коррозии. А что является нашим защитным слоем? Правильно, мы уже много об этом говорили и еще раз повторим: Любовь – как состояние души, Любовь – как состояние благодарности.

Кстати, вслушайтесь и вдумайтесь в это слово:

БЛАГО – ДАР – НОСТЬ.

Вы дарите «БЛАГО».

И Вам в ответ дают «БЛАГО», то есть

БЛАГО – ДАТЬ.

Теперь‑то мы уже ученые, уже знаем, как выбраться на волю: во‑первых, не заводить проблему в хроническую стадию, а на самом раннем этапе «развязать все узелки», «выкинуть весь мусор», всё вымести и вымыть (вспомним работу в три этапа с формулой прощения).

Но если уж так случилось, что на сцене нашей жизни появилась декорация‑клетка и сидящая в ней унылая Жертва, то очень помогает такой метод, как «визуализация».

Для того чтобы было понятно, я предлагаю вам вспомнить пьесу Мориса Метерлинка «Синяя птица». Помните, как в доме у детей появляется Фея и всё, что есть в доме, оживает: появляется Душа Воды (у нее голубое переливающееся платье, плавные, как бы «струящиеся» движения). Душа Хлеба (вылезающий из квашни, еле передвигающийся толстяк). Душа Огня (в красном костюме и в порывистом танце) и т. д., то есть все неодушевленные предметы обрели свою характеристику и свою жизнь.

Так же и нам с вами нужно оживить то, что нам мешает жить, пристально рассмотреть это «существо» и его деяния и расстаться с ним при помощи уже известной формулы.

Например, вы представляете себе нашу последнюю героиню – Жертву. Ну, как она может выглядеть? Быть может, это унылая дама с длинным красным носом, с опухшими от слез глазами, замотанная в платок и с согбенной спиной. Я, естественно, нарисовала некий предположительный облик.

Вот закройте глаза и представьте себе свою Жертву. Попросите у нее прощения за то, что вы ее придумали и «держите» ее у себя (она‑то и рада бы уйти, да не может, вы ее не пускаете). А дальше скажите ей, что вы сейчас расстанетесь – только посмóтрите, что вы с ней насочиняли, и попрощаетесь. Затем вспоминайте все случаи, когда вы были в роли Жертвы: когда вас в чем‑то ущемляли, когда возникало чувство вины, когда было ощущение насилия и т. д.

Каждый эпизод обсуждаем отдельно, разбираем эту сцену, прощаем и отпускаем действующих лиц и, отсмотрев всё по максимуму и убрав всё, понимаем, что свободны, что вышли на простор, что радостно вдыхаем жизнь, а она прекрасна и удивительна.

Такую же работу можно проделать и со всеми проблемами, которые напрягают и перевешивают. В частности, с любым страхом, особенно со страхом, «что меня не любят».

Да, это Минотавр, который требует постоянной подкормки. Он без конца подсказывает, что кто‑то к нам плохо относится, а кому‑то другому мы в тягость. Приятель мне рассказал анекдот, а у меня впечатление, что он на что‑то намекал и просто поиздевался надо мной.

На этой теме возникает масса конфликтов, а уж испорченного настроения – море.

Мой вам совет: всмотритесь и вслушайтесь в себя! И если вы вспомните ситуации, когда вам казалось, что вы чему‑то не соответствуете, что вы не так сидите или стоите, что кто‑то на вас не так взглянул или не то сказал, что вы…, что у вас… Так вот, если вы все это вспомните (а я думаю, что это может в большом количестве вспомнить каждый), то эта работа – ваша. Короче говоря, вспомните весь свой «комплекс неполноценности» и поработайте на этом «непаханом поле». Принцип тот же.

Для того чтобы лучше себе вообразить этого монстра, можно представить, что вы спускаетесь в воображаемый подвал. Ну и на самом деле, кто же будет держать такую непрезентабельную штуку, как «страх», на виду? Мы же это прячем изо всех сил, мы же старательно делаем вид, что у нас этого нет! Но на самом‑то деле есть, – и еще столько! – и прячем подальше, чтобы никто не догадался. Вот однажды и надо в этом хозяйстве навести порядок. Надо набраться мужества и честно себе сказать: «Да, я хочу от этого избавиться». (Если «не хочу», то вопросов нет, продолжаем жить с комплексами, оглядываясь на всех и на всё, и постоянно испытывая страх, скованность и неуверенность). Так что рассматриваем только один вариант: «Я хочу с этим расстаться». Но только помним про совет Фрейда: «Мужественность и чистоплотность». Принцип работы все тот же: рассматриваем все поэтапно и прощаем и отпускаем все поштучно . Здесь только есть одна немаловажная деталь: подвал этот у каждого из нас очень объемный, и там помещаются не только наш, нами изобретенный и нами наработанный страх, но и багаж наших родителей, бабушек, дедушек, а потом и детей. Нужно избавиться и от этого груза.

Работа трудная, но очень полезная. Что касается наших родителей и вообще старшего поколения, то, делая эту работу, вдруг понимаешь, что эти люди, пережили в нашей стране все перипетии XX века: революцию, Гражданскую войну (вдумайтесь, гражданскую: когда брат – на брата, сын – на отца!), Отечественную войну, 1949 и 1953 годы, ГУЛаг, аресты…

Могли ли эти люди не иметь в себе страха и сознания того, «что их не любят»?

В те времена приходилось вздрагивать от каждого рева мотора и шума остановившегося автомобиля: «Не за мной ли приехали?» Соседи следили друг за другом, и доносы были нормой жизни. Во время работы с людьми старшего поколения следует помнить эти особенности «великой тоталитарной эпохи», и сразу станет ясно, что, допустим, авторитарность, свойственная людям 30‑х – 60‑х годов, есть не что иное, как страх! А «страх» – это всегда болезнь, выросшая в условиях тотального дефицита витамина Любви. Не помню, кому принадлежит фраза: « Тиранов делают рабы, а не рабов тираны ». Поэтому, чтобы не быть рабами, надо устранить тиранию страха.

Ну что ж, дорогие друзья, мы уже с вами довольно‑таки продвинулись на пути к Себе, и сейчас я как будто бы услышала очень напряженный вопрос:

«Ну, хорошо, я все поняла, даже со многим согласилась. Я проделала все предложенные мне задания: и с детством разобралась, и с родителями, и с партнерами поработала. Да, чувствую облегчение, многое воспринимается по‑другому. Но я же живая! Дни мелькают, события происходят, и я на них реагирую! И реакция бывает разной! Что же мне делать?»

Отвечаю: та работа, которую я вам предложила на предыдущих страницах – это работа бульдозера, экскаватора, пылесоса или, наконец, мусороуборочной машины.

Представьте себе, что вы купили участок земли и собираетесь строить дом. Но участок завален камнями, бревнами и всяким мусором. Значит, надо сначала навести там порядок, все собрать и вывезти, а уж затем только можно говорить о строительстве.

Итак, эта работа называется чистка. А теперь надо начать строительство, то есть каждодневную работу.

Да, действительно, «мгновения свистят, как пули у виска». И я никогда и никому не сказала бы: не сердись, не обижайся, не раздражайся. Более того, тот, кто так говорит, сам знает, что это всего лишь директива. Совсем не всегда этот совет можно выполнить, именно потому, что мы – живые, и реакции у нас тоже живые.

Но здесь надо понять одну довольно простую закономерность. То, что мы едим и пьем – есть информация, энергия. Часть ее воспринимается нашим организмом как строительный материал, из которого создаются наши кости, волосы, ткани, то есть наше тело. А то, что не усваивается организмом и не идет на строительство, выводится через выделительные системы и выбрасывается.

Абсолютно то же самое происходит и с ментальной и эмоциональной информацией, то есть с ментальной и эмоциональной энергией. Что‑то из того, что мы прочитали, услышали, продумали (или придумали), пережили и т. д., идет нам на строительство: вспомните слова Конфуция: «рост человека определяется не с ног до головы, а от головы до неба» . Так вот, эта энергия и должна быть строительством этого «роста от головы до неба». А из чего может строиться эта дорога?

Из любви, из радости, из мудрости, из ощущения счастья и покоя.

Но есть и другой уровень этой ментальной и эмоциональной энергии, а именно – гнев, обида, раздражение, страх, уныние. Это – шлаки, и они должны быть выброшены. Вот для этого и служит каждодневная работа, которую я называю « душ для души ».

Каждый из нас знает, какое облегчение нам приносит душ: он освобождает тело от грязи и пота, он улучшает кровоснабжение и дает нам расслабление и бодрость одновременно. Такую же функцию имеет «душ для души», потому что ДУША в такой же степени, как и тело, нуждается в инициации движения, и потому, что душа в еще, пожалуй, большей степени, чем тело, жаждет радости и покоя.

Итак, прожит день, который был полон разнообразных забот, радостей, печалей, обретений и потерь. Вот и поблагодарите этот день за то, что он был такой, какой был. Поблагодарите и порадуйтесь за себя, что так много успели, или простите себе то, что в этот день не сложилось. Проанализируйте не только плюсы и удачи, но и минусы и удары, и воспримите это как уроки (ведь мы помним, что «на все воля Твоя» и что, быть может, завтра монада перевернется и то, что сегодня казалось минусом – завтра перейдет в разряд удач, и наоборот…).

За день происходит много встреч, телефонных разговоров (приятных и не очень), и все эти контакты тоже должны подвергнуться вашему вечернему «досмотру».

И мой вам совет: уберите личную оценку этих контактов («с этим человеком я поговорила хорошо, а с этим – плохо»). Ваша оценка может быть необъективной, ибо вы могли в разговоре пошутить, а человек понял эту шутку как издевательство; вы могли рассказать анекдот, а он воспринял это как обидный намек, и т. д. Всё это создает лишние и ненужные зацепки, связки, которые необходимо развязать, расцепить и дистанцировать.

Догадываетесь, каким образом?

Ну, конечно же, все той же универсальной «формулой прощения».

Поверьте мне, она сама выбирает режим работы (ну прямо как хорошая стиральная машина последнего поколения, которая сама распознает структуру белья и выбирает режим стирки). То есть с одним персонажем вы проговорите все быстренько, а с другим будете говорить долго и напряженно. Вот так и поймете, с кем случилось вот та самая зацепка, и распутаете ее.

Наконец, просмотрите этот свой день через 7 тех окошечек, помните? Через гордыню, зависть, гнев, лень, ложь, неблагодарность и уныние . Это надо сделать для того, чтобы либо понять, об какой «камень» споткнулись, и в какую «лужу» упали, и попросить прощения (то есть простить себя), если это произошло, либо с благодарностью отметить, что ничего такого не было или вы не поддались этому искушению.

жевечерний анализ необходим, ибо он позволяет нам очиститься от ненужного балласта и не обременять себя, но с благодарностью идти по дороге жизни.

Итак, несколько десятков страниц назад, в начале книги, мы с Вами отправились в дорогу по направлению к Себе, ибо воссоединение с собой и есть обретение счастья. Гармония с собой, возможность найти с собой общий язык – это и есть построение Храма своей судьбы.

Там, где встречаются двое, утверждал мудрец, на самом деле встречаются шестеро: каким каждый себе себя представляет, каким его видит другой и какой он на самом деле .

Естественно, что гармония во взаимоотношениях между двумя встретившимися людьми появится только тогда, когда эти «шестеро» найдут общий язык. И понятно, какой путь каждый из них должен преодолеть, чтобы максимально сократить число участников встречи. А Путь этот – не что иное, как Путь к Себе, путь к своему Храму.

Строительство храма – это всегда Событие: его строят на определенном месте, его строят по определенному плану и замыслу. В Индии храм строят очень необычно и, я бы сказала, символично. Сначала, естественно, определяется и отмеряется место под будущий храм, затем двенадцать быков двенадцатью плугами вспахивают землю, и засевают семенами. После того, как вырастет урожай, туда загоняют коров и телят, чтобы они этот урожай съели. И только на этой вспаханной, давшей урожай и унавоженной земле начинается строительство храма. Давайте вспомним, что слово «культура» имеет два толкования: одно – культ света (ур – свет, лат.), другое от латинского слова «culture» – возделывать.

То есть возделать надо себя, свою душу. Вспомним опять Н. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться». И тогда на этой возделанной (окультуренной) почве вырастет храм, где будет культ Ура, «культ света», «культ счастья».

… Нужно только, чтоб сердце

не стыдилось над счастьем трудиться,

чтобы не было сердце

лениво, спесиво,

чтоб за малую малость

оно говорило "спасибо".

Вероника Тушнова 

Вот видите, и Вероника Тушнова тоже определяет нам «фронт работ»: нельзя бояться работы, а надо просто «не стыдиться над счастьем трудиться ». Нельзя лениться («нужно, чтоб не было сердце ленивым, спесивым»). И нельзя быть неблагодарным («чтоб за малую малость оно говорило «спасибо!»).

И я вам желаю именно этого: трудолюбивого и благодарного Сердца, которое поведет вас по жизни, освещая вам Путь, и никогда не заведет вас в дебри или непроходимые болота.

На стене приюта для больных СПИДом «Подарок любви», открытом матерью Терезой, высечены ее слова:

Жизнь – это приключение, так решись на него.

Жизнь – это жизнь, спаси ее.

Жизнь – это счастье, сотвори его сам.

Жизнь – это красота, удивляйся ей.

Жизнь – это мечта, осуществи ее.

Жизнь – это долг, исполни его.

Жизнь – это игра, так играй.

Жизнь – это любовь, так люби.

Жизнь – это тайна, разгадай ее.

Жизнь – это трагедия, выдержи ее.

Жизнь – это шанс, используй его.

Жить стоит. Не уничтожай свою жизнь.

Ну а напоследок (как это и положено на дорожку) тост, старинный грузинский тост:

Один молодой человек влюбился в красавицу и предложил ей руку и сердце. Она согласилась, но поставила ему три условия: построить для нее замок, отпускать ее туда по ночам в полнолуние ни о чем не спрашивая и никогда не следить за ней. Он так ее любил, что построил замок и выполнил остальные ее условия. Зажили они счастливо, лишь иногда красавица исчезала по ночам. Муж ее отпускал и ни о чем никогда не спрашивал. Но по прошествии многих лет он не выдержал и решил все же посмотреть, куда его любимая жена ходит и что там делает. Ночью он незаметно последовал за женой и увидел, что, войдя в замок, она ударилась о землю и обернулась змеей. Стала злобно шипеть, плеваться ядом, а когда стало светать, опять грянулась об землю и, снова приняв свой прекрасный облик, пошла домой.

Так выпьем же за женщин, которые оставляют свой яд вне дома!»

Надеюсь, вы понимаете, что вся та работа, о которой мы говорили на страницах этой книги, и есть тот самый способ, который позволяет «оставить свой яд вне дома», и тогда уж точно

«Дорогу осилит идущий!» –

Однажды мудрец сказал.

Будь сильной, и мудрой,

И любящей,

Не бойся ни ям, ни скал.

Осилишь вершину любую!

Когда на нее ты взойдешь,

Звезду ты найдешь золотую,

Ты счастье свое обретешь.

Но только подумаешь:

«Взято! Вершина‑то эта – моя!»

Как голос услышишь:

«Мечтаешь? Вперед, дорогая моя,

Дорогу осилит идущий,

Забыла ты, что ли, вперед!»

И снова как прежде:

Вершина,

И взлет,

И паденье,

Но… взлет!

Так давайте помнить, что для того, чтобы перебраться с одной вершины на другую, надо спуститься в ущелье. Поэтому скиньте свой лишний груз и тогда ваша Любовь легко поднимет вас к вашему Дому.

Удачи вам.

Мир вашему Дому.

 

Ну уж и совсем напоследок предлагаю вам несколько вариантов аффирмаций, пригодных абсолютно во всех случаях жизни.

Аффирмация – это программа, установка позитивного свойства. Негативные программы не годятся, они вредны. Помните: мы – системы вибрационные и поэтому аффирмация должна быть короткой, емкой, точной, четкой, исключающей отрицания и негативные слова. Произносить ее следует в таком же вибрационном режиме как и формулу прощения: тихо, быстро и как бы на одной тонкой и звенящей струне.

Я люблю и любима.

Я живу в гармонии с собой и с миром.

Я люблю и одобряю себя.

Я радуюсь жизни.

Я спокойна, уверенна и защищена.

Я защищена собственной радостью и любовью.

Я здорова и счастлива.

Я с радостью и свободно вдыхаю жизнь.

Я с радостью и свободно двигаюсь вперед.

Я радостно смотрю на мир (на жизнь).

Выберите себе любимую или несколько любимых и пользуйтесь на здоровье!

 

Сабмит в закладки

 
 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Дополнительная информация