Хиромантия

Физиогномика хиромантия и астрология Козьмы Пруткова

КОЗЬМА ПРУТКОВ-ПЛОД БРАТСКОЙ ЛЮБВИ

«...Высокое, склоненное назад чело, опушенное снизу густыми рыжеватыми бровями, а сверху осененное поэтически всклоченными, шантретовыми с проседью волосами; мутный, несколько прищуренный и презрительный взгляд; изжелта-каштановый цвет лица и рук; змеиная саркастическая улыбка, всегда выказывавшая целый ряд, правда, почерневших и поредевших от табаку и времени, но все-таки больших и крепких зубов; две бородавочки: одна в верху правой стороны лба, а другая в верху левой скулы; кусочек черного английского пластыря на шее, под правою скулой, на месте постоянных его бритвенных порезов; длинные, острые концы рубашечного воротника, торчащие из-под цветного платка, повязанного на шее широкою и длинною петлею; плащ-альмавива, с черным бархатным воротником, живописно закинутый одним концом за плечо; кисть левой руки, плотно обтянутая белою замшевою перчаткою особого покроя, выставленная из-под альмавивы, с дорогими перстнями поверх перчатки, наконец, вечно откинутая назад голова».

Словесное описание живописного портрета Козьмы Пруткова Владимира Жемчужникова из «Биографических сведений о Козьме Пруткове»

 

ФИЗИОГНОМИКА

Каким должен быть идеальный писатель? Тщеславным, чванливым, самодовольным и тупым, с истовым рвением служащим официальной власти. Немало писателей прячут от окружающих под благопристойной маской то или иное из перечисленных качеств. Некоторые счастливцы-писатели никогда не сознаются. что в разной мере обладают всем набором указанных свойств. И только единственный, уникальный русский писатель не думает скрывать своей истинной сущности. Наоборот, он с гордостью выпячивает эти черты на потребу публике. Этот писатель - всеми нами любимый Козьма Прутков.

Из иллюзии, из полной пустоты возникает непревзойденный миф, который не умирает вот уже больше полутора веков Напротив, он крепнет с каждым годом, и древо этого веселого мифа разрастается вширь и вверх, ветки наливаются соком, листья зеленеют, крона раскидывается на все страны, где живут наши соотечественники, и ласково осеняет их своей уютной тенью, отгораживая от холода, дождей и бурь безрадостного, лишенного юмора существования.

Козьма Петрович Прутков (родился 11 апреля (23 по новому стилю) 1803 года, умер 13 (25) января 1863 года) поистине настоящий Телец по знаку зодиака. Из всех сколько-нибудь крупных, известных писателей XIX века он единственный - Телец.

Козьма Прутков физеогномика анализМысль, которая дышит, где хочет, нематериальная фантазия, дух юмора материализовались в предельно плотского, мясистого, солидного и величественного Тельца Козьму Пруткова. Забавно разбирать физиономию несуществующего писателя, анализировать его черты лица на основе вымышленной биографии, трактовать гороскоп выдуманного человека. Первый вопрос, который возникает у практикующего физиономиста. Не содержит ли лицо Козьмы Пруткова отдельных черт его создателей? Обычно считается, что их трое: поэт Алексей Константинович Толстой и братья Владимир и Алексей Жемчужниковы. Впрочем, к его бессмертному образу приложили руку также Александр Михайлович Жемчужников (третий брат) и поэт Петр Павлович Ершов, автор знаменитой сказки «Конек-горбунок». Ну а живописный лик писателя Пруткова помогали создавать еще и художники, тогда ученики петербургской Академии художеств Лев Михайлович Жемчужников (четвертый брат), Александр Егорович Бейдеман и Лев Феликсович Лагорио. Надо сказать, что Алексей Константинович Толстой - двоюродный брат четырех братьев Жемчужниковых. Стало быть. Козьма Прутков - коллективный плод братской любви Итак, на кого из своих единоутробных отцов похож Козьма Прутков? Сходство. увы! очень отдаленное. Гордый и величавый взгляд в сторону роднит его с Алексеем Константиновичем Толстым. Да еще, пожалуй, низкая посадка ушей у обоих писателей. Шевелюра Александра Жемчужникова (в молодости?) отдаленно напоминает поэтически всклокоченные «шантретовые» волосы Козьмы Пруткова. Ямочка на подбородке Пруткова несколько отличается по форме от ямочки на подбородке Петра Ершова. Правда, носы с широкой спинкой у братьев Александра и Алексея Жемчужниковых весьма похожи на нос Козьмы Пруткова. Различие лишь в том, что грубо вылепленному, мясистому носу Пруткова художники придали заметную кривизну. Одним словом, в лице сына почти нет ничего общего с чертами родителей. Кроме непослушных, свидетельствующих об упрямстве и взбалмошности поэтических кудрей в духе основоположника русской поэзии - Пушкина, обращает на себя внимание низкий лоб Козьмы Пруткова. Вероятно, художники намеревались подчеркнуть этим его невысокий интеллектуальный потенциал. Между тем явно выдающаяся у корней волос часть лба Козьмы Пруткова свидетельствует о его недюжинном религиозном и этическом мышлении, а утолщение у переносицы указывает на редкостную наблюдательность. Помимо того, покатый лоб есть верный признак оригинальности, развитого воображения, бесспорно необходимого писателю, и ненависти к жестким системам, что особенно замечательно в лице Пруткова. Это черта лица явно противоречит идее создателей Козьмы Пруткова вывести на свет и обличить узколобого государственного чиновника с реакционным мышлением, поборника и защитника тупой политической системы николаевского царствования, который прославился верноподданническим афоризмами вроде: «Только в государственной службе познаешь истину». «Чиновник умирает, а ордена его остаются на лице земли» и «Небо, усеянное звездами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала».

Китайские физиономисты считают, что низкий лоб - показатель тяжелого детства индивида. Но было ли тяжелое детство у Козьмы Пруткова? Едва ли. Биограф поэта, племянник К.И. Шерстобитов, опубликовавший после смерти дяди обнаруженные им в бумагах покойного «Некоторые материалы для биографии К.П. Пруткова», приводит записи самого поэта о своем счастливом детстве, когда он жил до 20-летнего возраста душа в душу с родителями и вместе с рожденным с ним в один день Павлом Петровичем NN. после смерти Козьмы Пруткова сделавшегося его медиумом и записавшим несколько посланий поэта к читателям с того света. И еще: судя по тому, что Прутков с любовью и вниманием опубликовал исторические материалы Федота Кузьмича Пруткова, своего деда, отношения с дедом у Козьмы были отличные.

Да и был ли у Козьмы Пруткова в самом деле низкий лоб?! В «Кратком некрологе». посвященном опочившему в Бозе Козьме Пруткову, говорится о его «высоком, уклоненном назад челе». Одно их двух: либо Каллистрат Иванович Шерстобитов, его племянник, написавший некролог, толком не знал, как выглядел родной дядя, либо ошиблись написавшие портрет художники (недаром же они были только учениками Академии художеств).

Конечно, главное в физиономии Козьмы Пруткова - широкие, густые, кустистые брови, сросшиеся на переносице. Согласно описанию Владимира Жемчужникова, по цвету это рыжие брови. Если верить западноевропейским и американским физиономистам, густые брови, как показатель стиля и способа мышления индивида, указывают на не прекращающуюся ни на мгновение работу мысли, что так характерно для Козьмы Пруткова, плодовитого писателя, охватившего своим необъятным умственным кругозором невероятное число предметов и тем. Умственная активность и большая сила ума - вот и еще показатель густых бровей. Широкие брови, по мнению китайцев, выражают смелость, честность, верность, прямоту и сексуальность.

Козьма Прутков и саратники хиромантия

Сросшиеся на переносице брови, впрочем, имеют и негативную характеристику: неумение расслабиться в связи с непрерывным, безостановочным потоком мысли. Беспокойный ум обладателя таких бровей постоянно фиксируется на неразрешенных проблемах, иссушая мозг мучительными думами. В этом причина агрессивности Саратники Пруткова физеогномика
людей со сросшимися бровями. Густота бровей только усиливает их раздражительность. Брови Козьмы Пруткова в форме метлы, согласно классификации бровей в китайской физиогномике, пророчат их обладателю военную карьеру (быть может, зря Козьма Прутков внезапно подал в отставку из гусарского полка), а также богатство и славу, чего Козьма Прутков благополучно достиг как в государственной службе, так и на поэтическом поприще.

Вероятней всего, судя по сросшимся густым широким бровям. Козьма Прутков был грозным начальником в Пробирной палатке (фантастическое учреждение, придуманное А.К. Толстым и братьями Жемчужниковыми) и суровым отцом своих десятерых детей (четырех дочерей и шести сыновей).

Бородавка на его лбу (неблагоприятный знак) справа ложится на период 19~22 лет. как раз тогда, когда ему приснился злополучный сон (см. ниже Биографию Козьмы Пруткова) и он подал в отставку из армии Бородавка слева, у скулы, указывает на 47 лет - кризисный возраст Козьмы Пруткова, когда, по всей видимости. началась подготовка к реформам 1861 года. - тот самый период, который, по свидетельству Вл. Жемчужникова, Козьма Прутков переживал очень болезненно (на этот же период указывает кривизна посередине спинки носа): «Сначала ему казалось, что из-под ног уходит почва, и он стал роптать, повсюду крича о рановремсииости всяких реформ. Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он сам старался отличиться преобразовательными проектами...
Вскоре, однако, он успокоился, почувствовав вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собой — прежнюю почву... Это дало ему основания возвратиться к прежнему самодовольству...» Мясистый нос Козьмы Пруткова с широким кончиком и сильными крыльями говорит о том, что его обладатель никогда не будет иметь проблем с деньгами, а крупные толстые губы рассказывают об общительности и крайней сексуальности Козьмы Пруткова (наличие у него десяти детей вовсе не означает сугубую верность Козьмы Пруткова своей жене Антониде Платоновне. урожденной Проклеветантовой; впрочем, это соображение остается гипотезой, не смеющей бросать тень на нравственный облик Козьмы Пруткова). Тем более что верхние веки Козьмы Пруткова, видные целиком, когда глаз открыт, указывают на потребность ощущать себя глубоко связанным с супругой (партнером по браку), на полное слияние с партнером, иногда доходящее до бурных сцен ревности Ямочка на подбородке - игривость и оптимизм, странно противоречащие суровым кустистым бровям. Но ведь человек и соткан из противоречий! Кстати, складка на щеках Козьмы Пруткова (она поднимается от подбородка, мимо уголков губ, к щекам) есть явный признак остроумия. Это - «складка балагура». А глубокий, широкий желобок под носом - свидетельство многодетности Козьмы Пруткова.

ФРЕНОЛОГИЯ

Козьма Прутков френологияЛюбопытно рассмотреть череп Козьмы Пруткова. Френология будет здесь не лишней, потому что перу Козьмы Пруткова принадлежит пьеса, точнее оперетта «Черелослов, сиречь Френолог». В ней двое влюбленных сватаются к дочери френолога Шишкенгольма. но он отказывает им от дома, потому что оба они лишены шишки любви. Тогда один из них. Касимов, чтобы добиться своей возлюбленной. просит обрить его наголо и молотком выбить на черепе нужные шишки: шишку славы, музыки, памяти, учености, ума, убеждений, силы духа, чувствительности, живописи, терпенья и, наконец, любви. Дочь френолога все равно его отвергает, несмотря на произведенные в одночасье шишки. У Козьмы Пруткова, разумеется, должны быть шишки физической любви, остроумия, поэтического таланта, религиозного инстинкта, непоколебимости и осторожности (см. ниже таблицу зон на черепе по Галлю).

Строение черепа по Галлю

Строение черепа по Галлю 2

 

 

Способности, свойственные только человеку. - под № 2. 3, 9,15-21, а остальные способности - как человеку, так и животным.

 

ХИРОМАНТИЯ

Рука Козьмы Пруткова скрыта под перчаткой. Можно только предположить, что под перчаткой, например, спряталась великолепная тонкая кисть с удлиненными коническими пальцами, выдающими в хозяине тягу к искусству и поэтические способности Козьма Прутков хиромантия анализ руки

Биография Козьмы Пруткова Рождение великого писателя, как всегда, обставлено судьбоносными несуразностями и анахронизмами.

В 1884 году в Петербурге издано первое «Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова», вымышленного писателя, ставшего плодом литературной мистификации поэта А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых - Алексея и Владимира.
Таким образом, у Козьмы Пруткова три отца одновременно, но ни одной матери.Что явно необычно для новорожденного ребенка. К тому же на отцовство в разное время претендовали еще двое: Александр Жемчужников и Петр Ершов.
Сочинения Козьмы Пруткова, написанные коллективно:

-    Алексеем Толстым и Алексеем Жемчужниковым:

«Фантазия». «Осада Памбы». «Доблестные студиозусы». «Желание быть испанцем». «Звезда и брюхо»,

-    Алексеем и Александром Жемчужниковым.

«Кондуктор и тарантул». «Цапля и беговые дрожки». «Червяк и попадья».

-    Владимиром. Алексеем Жемчужниковым и Павлом Ершовым: «Черелослов. сиречь Френолог».

-    Александром. Алексеем и Владимиром Жемчужниковым: «Блонды».

-Алексеем Толстым и Владимиром Жемчужниковым: «На взморье»,
-Владимиром и Алексеем Жемчужниковым: «Честолюбие».

«В 1801 году, 11 апреля, в 11 часов вечера, в просторном деревянном с мезонином доме владельца дер. Тентслсвой, что близ Сольвычегодска, впервые раздался крик  здорового новорожденного младенца мужеского пола; крик этот принадлежа.! мне,
а дом - моим дорогим родителям».

Козьма Прутков

Алексей Михайлович Жемчужников однажды рассказал, как родился псевдоним «Козьма Прутков»: «Служил у нас камердинером Кузьма Фролов, прекрасный старик... Вот мы с братом Владимиром и говорим ему: «Знаешь что, Кузьма, мы написали книжку, а ты дай нам для этой книжки свое имя... А все, что мы выручим от продажи этой книжки, мы отдадим тебе». Фролов вначале
согласился, но все же спросил: книга-то умная аль нет? О, нет, говорим... Тогда Кузьма нахмурился: а коли глупая, так я не желаю, чтобы мое имя под ней было подписано. Не надо мне, говорит, и денег ваших... Когда брат Алексей (граф А. Толстой) услышал этот ответ, он подарил Кузьме 50 рублей - «за остроумие»
А мы втроем решили взять псевдоним не Кузьмы Фролова, а Козьмы Пруткова».

Год рождения Козьмы Пруткова тоже вызывает разночтение: одни биографы называют 1803 год. другие, в частности племянник поэта К.И. Шерстобитов. опубликовавший найденные им после смерти дяди «Некоторые материалы для биографии К.П. Пруткова» (Из «Сборника неоконченного»), утверждают, что Козьма Прутков родился 11 апреля 1801 года в 11 часов вечера.

Козьма Прутков стал печатать свои произведения, еще не окрестившись: сначала дважды он издавался безымянно, а потом, в 1854 году, наконец, родился под настоящим именем в журнале «Современник».

Первоначально произведениями Козьмы Пруткова были пародийные стихотворения, басни, афоризмы, пьесы (комедии, драмы, оперетта «Черепослов, сиречь Френолог» и даже мистерия «Сродство мировых сил»).
Они печатались в журналах «Современник», «Развлечение» и в газете «Санкт-Петербургские ведомости». А.К. Толстой и братья Жемчужниковы, по воспоминаниям A.M. Жемчужникова, «жили вместе и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах, потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову».

Вся жизнь будущего писателя была посвящена государственной службе.
В 1816 году он вступил в военную службу юнкером, а в 1820 году в течение двух лет пробыл гусаром в одном из лучших гусарских полков. Причиной внезапной отставки Козьмы Пруткова с военной службы явился пророческий сон, приснившийся ему накануне его дня рождения, в ночь с 10 на 11 (23 по новому стилю) апреля (впоследствии все свои произведения Козьма Прутков датировал 11 числом любого месяца): «возвратясь поздно домой с товарищеской попойки и едва прилегши на койку, он увидел перед собой голого бригадного генерала, в эполетах, который, подняв его с койки за руку и не дав ему одеться, повлек его молча по каким-то длинным и темным коридорам, на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материи (...) прикидывая некоторые из них к его продрогшему телу (...) вдруг от прикосновения к нему самой дорогой из этих материй он ощутил во всем теле сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине». Уйдя в отставку, Козьма Прутков в 1823 году определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где прослужил до самой смерти в течение сорока лет. Он дослужился до чина действительного статского советника, получил орден св. Станислава 1-й степени,
а в 1841 году - должность директора Пробирной Палатки.

Подчиненные уважали и боялись Козьму Пруткова, величественная внешность которого была запечатлена в веках художниками А.Е. Бейдеманом, Л.М. Жемчужниковым и Л.Ф. Лагорио. Литературная карьера Козьмы Пруткова была краткой (в течение пяти
лет), но стремительной. В 1850 году граф А.К. Толстой и A.M. Жемчужников убедили Козьму Пруткова в том, что он наделен замечательным драматическим дарованием, в результате чего под инициалами «У» и «Z» появилась комедия «Фантазия», разыгранная 8 января 1851 года на сцене Санкт-Петербургского Александринского театра в высочайшем присутствии императора в бенефис знаменитого актера Максимова 1-го. Едва Николай I покинул императорскую ложу, не досмотрев пьесу, публика

освистала комедию. По особому повелению, пьеса в тот же вечер, в день премьеры, была изъята из театрального репертуара.

В том же 1851 году в журнале «Современник» (книга XI) были напечатаны анонимно басни Козьмы Пруткова. Критик А.В. Дружинин в журнале «Библиотека для чтения» похвалил басни «Незабудки и запятки», «Кондуктор и тарантул» и «Цапля и беговые дрожки» (Козьма Прутков, между прочим, отмечал, что баснописец И.А. Крылов, так же как и он, был кавалером ордена св. Станислава 1-й степени).

Окрыленный стремительно пришедшей славой, Козьма Прутков в 1853 году, в первый же год своей литературной деятельности, стал готовить отдельное издание своих сочинений с портретом. Цензура не разрешила печатание портрета, вследствие чего не состоялось и все издание. В1860 году в журнале «Современник» Прутков печатно заявил о выходе в свет собрания своих сочинений, однако, увы! - полное собрание его сочинений вышло только посмертно - в 1884 году (второе издание - в 1885, третье - в 1889). Художественный стиль Пруткова отличается самоуверенностью, резкостью, самодовольством, смелостью и решительностью. Он обращается к публике как «власть имеющий». Он всегда любил славу, публично сознаваясь, что «слава тешит человека».

Скончался Козьма Прутков на руках любезной супруги Антониды Платоновны, урожденной Проклеветантовой, с которой прожил 35 лет, и десяти рыдающих детей: четырех дочек и шести сыновей. Он поручил передать публике, что «умирает спокойно, будучи уверен в благодарности и справедливом суде потомства; а современников просит утешиться, но почтить, однако, его память сердечной слезою».

К середине 1870-х годов, после смерти А.К. Толстого, ловкие журналисты воспользовались литературным именем и популярностью Пруткова в целях легкого успеха Алексей и Владимир Жемчужниковы вступили в борьбу за исключительное владение именем Пруткова, тем более что Александр Жемчужников не раз печатал под именем Козьмы Пруткова безделушки, которые его брат Владимир называл «Сашенькины глупости». Братьям приходилось писать объяснения в различные редакции, в результате чего и было издано Собрание сочинений К.П. Пруткова, чтобы окончательно узаконить принадлежащие ему произведения.

Образ благонамеренного писателя Козьмы Пруткова, по выражению А.А. Блока. явился естественной реакцией против «несмеющейся эпохи», «предписанного мышления». Его глубокомысленные афоризмы, высмеивающие ходячую мудрость, стали пословицами: «Бди», «Козыряй», «Смотри в корень», «...относить все неприятности на казенный счет». «Если хочешь быть счастливым, будь им». «Никто не обнимет необъятного» и т. д.

«Военные афоризмы» К. Пруткова с комментариями к ним командира полка олицетворяли тупость и солдафонство, а «Проект: о введении единомыслия в России» - едкая сатира на обстановку всеобщей слежки и подозрительности в деспотическом государстве.

Астрология телец анализАСТРОЛОГИЯ

Любопытно, что дата рождения (но не дата смерти) Козьмы Пруткова совпадает с днем рождения Владимира Михайловича Жемчужникова. Значит, между последним и Козьмой Прутковым, безусловно, должно быть родство душ. уж коли они рождены в один день. Сами звезды и Зодиак связали этих двух личностей единой цепью, как в стойле крепко привязывают жирного Тельца, перед тем как его забить (Козьма Прутков и Владимир Жемчужниковы - Тельцы).

Впрочем, едва ли гороскоп Владимира Жемчужникова скажет что-то о свойствах характера Козьмы Пруткова. Имеет смысл сделать гороскоп на момент духовного перелома Козьмы Пруткова в момент пророческого и судьбоносного сна, изменившего весь ход жизни Козьмы Пруткова.

Сам Прутков символизируется Луной в Весах в самой верхней точке гороскопа: Козьма колеблется, как весы, и волнуется во время сновидения, ведь, ко всему прочему, он голый и замерзший от холода.

Луна в квадратуре к Урану, который дает внезапные, неожиданные перемены, непредсказуемые события вроде похода в горы с бригадным генералом. Генерала, то есть военного, конечно символизирует Марс в Овне. Он в соединении с Хироном, что означает духовный тупик, также в соединении с Меркурием (планетой рассудка, последний в данных обстоятельствах бессилен) и Солнцем (личностью человека, с которым связана интерпретация гороскопа, то есть с Козьмой Прутковым).

Натальная карта Коьмы Пруткова

И все-таки все произошло к лучшему. Ураническая катастрофа обернулась долгим и безмятежным счастьем: к Луне идут множество благоприятных «треугольных» аспектов (отрезков от других планет, находящихся друг от друга в одной
стихии, или на три знака дальше, и символизирующих тригон (120 градусов) удачу). В центре гороскопа целых два так называемых Больших Тригона, которые включают Луну (несчастного и пострадавшего Козьму Пруткова). Но все его страдания оборачиваются славой, весельем, радостью, возвышением над людьми и благими переменам в жизни, которые последовали после сна.

МИСТИКА

После смерти Козьмы Пруткова генерал Павел Петрович NN, увлекавшийся
спиритизмом и бывший с детства другом и названым братом Козьмы Пруткова,
живший вместе с поэтом до 20 лет в доме родителей Козьмы Пруткова, вышеуказанный генерал вышел на медиумическую связь с Козьмой Прутковым, услышав отчетливый стук под спиритическим столом и ясный голос, говоривший в ухо генералу: «Не жалуйся». (Этот лаконичный возглас наверняка напомнит читателю лапидарные афоризмы Козьмы Пруткова: «Бди» или «Закрой фонтан...».) Козьма Прутков сообщил ему целый ряд важных сведений о том, что он по-прежнему сохранил благонамеренность, что он выбрал медиумом генерала, потому что тот уважаемый человек, не какой-нибудь разночинец, что дальний родственник его жены, служивший под началом Козьмы Пруткова в Пробирной Палатке, Исидор Проклеветантов распространяет ложные сведения о Козьме Пруткове и порочит его посмертное честное имя, утверждая, что тот в качестве медиума являлся по вызову Юма на его сеансах, хватал за коленки присутствующих и даже играл на гармонике. Козьма Прутков нашел серьезные оправдания этом у своему посмертному поступку: Да, однажды, действительно по вызову Юма, я, в одном из его сеансов, не только под столом играл на гармонике, но и бросал колокольчик и даже хватал чужие коленки. Но, во-первых, это было в Париже, во дворце Наполеона, где ни одного из бывших моих подчиненных чиновников Пробирной Палатки не было, а во-вторых, я это делал, желая отомстить Наполеону за сына моего Парфена, убитого под Севастополем!

После сего сеанса, вступив в непосредственные сношения с самим Наполеоном,
я внушил ему мысль начать войну с Пруссиею! Я руководил его в Седане! Унизил
ли я этим звание, которое носил? Отнюдь. Теперь, зная дело, как оно было, от степени твоей благонамеренности зависит верить сплетням Проклеветантова.

 

Отрывок из посмертного послания Козьмы Пруткова, обращенного
к живущим и здравствующим читателям

Вопрос. Какое впечатление испытывает умерший в первые дни своего появления на том свете? Ответ. Очень странное, хотя и различное для каждого. Оно находится в прямой зависимости от нашего образа жизни на земле и усвоенных нами привычек.

Расскажу лично о себе. Когда, после долгих болезненных страданий, дух мой освободился от тела, я почувствовал необыкновенную легкость и первое время не мог дать себе ясного отчета о том, что со мною происходит.

На пути полета моего в беспредельное пространство мне довелось повстречаться с некоторыми прежде меня умершими начальниками, и первою, при этом у меня мыслью было застегнуть свой вицмундир и поправить орденский знак на шее. Ощупывая и не находя ни ордена, ни гербовых пуговиц, я невольно оторопел. Мое смущение увеличилось еще более, когда, осмотревшись, я заметил, что вовсе не имею никакой на себе одежды.

В ту же минуту в памяти моей воскресла давным-давно виденная мною картинка, изображающая Адама и Еву после падения; оба они, устыдясь своей наготы, прячутся за дерево. Мне стало жутко от сознания, что и я много согрешил в жизни и что мундир мой, ордена и даже чин действительного статского советника уже не прикроют собою моей греховности! Я с беспокойством стал озираться вокруг себя, стараясь отыскать хотя бы маленькое облачко, за которое бы мог укрыться; но ничего не находил!

Взор мой, тоскливо блуждая, остановился на земле, где не без труда отыскал болотистую местность Петербурга, а на одной из его улиц заметил погребальное шествие. Это были собственные мои похороны! Внимательно всматриваясь в сопровождавших печальную колесницу, везшую мои бренные останки, я был неприятно поражен равнодушным выражением лиц у многих из моих подчиненных. В особенности же меня глубоко огорчила неуместная веселость моего секретаря Люсилина, егозившего около назначенного на мое место статского советника Венцельхозена.
Такая видимая неблагодарность в тех, кого более других я возвышал и награждал, вызвала на глазах моих слезы. Я уже чувствовал, как они, катясь по обеим щекам, соединились в одну крупную каплю на кончике моего носа, и хотел было утереться
носовым платком, но остановился. Я понял, что это обман чувств. Я ведь дух,— следовательно, ни слез, ни капли на носу, ни даже самого носа быть у меня не могло.
Подобный обман чувств повторялся со мною неоднократно, пока я не привык наконец к новому своему положению. Под массою новых впечатлений я в первый день и не заметил, что ничего не ел, не был в присутствии и не занимался литературою; но на второй и последующие дни невозможность удовлетворить все эти привычки сильно меня озадачила. Наибольшую же неловкость я ощущал, вспоминая, что завтра именины моего начальника и благодетеля и что я уже не приду к нему с обычным поздравлением.

Сабмит в закладки

 
 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Дополнительная информация